You are currently viewing Марь белая

Марь белая

Распространённость аллергена

Распространённость аллергена Марь происходит из Европы, но встречается во всем мире. Марь — однолетнее травянистое растение высотой от 30 см до 2 м. Стебли прямые, гладкие, бывают красными, фиолетовыми или светло-зелеными в полоску. Chenopodium происходит от латинского «гусиная лапка», что описывает форму листьев. Листья длиной от 2,5 до 8 см, гладкие и покрыты крошечными белыми мучнистыми чешуйками, особенно на нижней поверхности. Иногда листья могут иметь пурпурную основу. Все растение покрыто различным количеством воскообразного вещества, что придает ему светло-зеленый цвет.

Код: w10

Латинское название: Chenopodium album

Семейство: Amaranthaceae (Chenopodiaceae)


Цветки мари незаметные: зеленые и без лепестков. Они располагаются густыми скоплениями на концах ветвей и в верхней части стебля. Цветет марь в течение всего лета, преимущественно ближе к осени, образуя обильную пыльцу. Взрослое растение может дать до 20000 пыльцевых зерен. Цветки гермафродитные (имеют как мужские, так и женские органы) и опыляются ветром. Крошечные семена имеют форму диска с выемкой. Они имеют глянцевый черный, коричневый или коричневато-зеленый цвет, диаметр от 1,2 до 1,6 мм, созревают с августа по октябрь.

Марь произрастает на открытой местности, как на диких, так и на обработанных полях, особенно на плодородных и унавоженных почвах. Виды Chenopodium толерантны к соленым почвам, но плохо растут в тени.

Члены семейства Amaranthaceae и Chenopodiaceae, например, чертополох русский (Salsola kali- pestifer) и марь белая (Chenopodium album), выживают в агрессивных климатических условиях, таких как сухое лето и тёплая зима. Эти виды также культивируются в пустынных странах, таких как Саудовская Аравия, Кувейт и Объединенные Арабские Эмираты, в рамках программ озеленения или во избежание эрозии осушенных зон. Они также распространены на всей территории Соединенных Штатов и в умеренных регионах южной Европы (1).

Сообщалось, что марь вызывает аллергию в пустынных странах, где она хорошо адаптирована (2- 5). Важной особенностью сенсибилизации к мари является её частое сочетание с другими видами поллиноза, что, вероятно, объясняет невысокое внимание к этому виду аллергии (1, 6-7).


Листья и семена всех представителей этого рода более или менее съедобны. Их можно готовить и есть в качестве замены шпинату или в сушёном виде. Семена высушивают и измельчают, едят в сыром виде, добавляют в муку. Измельченные семена также применяются в качестве лекарственного средства.

Однако многие виды этого рода содержат сапонины, хотя обычно в слишком малых количествах, чтобы нанести какой-либо вред. Растения также содержат небольшое количество щавелевой кислоты. Произрастая на богатых азотом почвах, могут также концентрировать цианистый водород.

Аллергены

Хотя был выделен аллерген с молекулярной массой 35 кДа, аллергены мари не были полностью охарактеризованы (7-8).

На текущий момент охарактеризованы следующие аллергены:

  • Che a 1, белок с молекулярной массой 17 кДа, ингибитор трипсина (9-13). 
  • Che a 2, белок с молекулярной массой 14 кДа, профилин (9-11, 14-16).
  • Che a 3, белок с молекулярной массой 10 кДа, полкальцин (9, 15-18).

Семьдесят семь процентов сывороток от пациентов с аллергией на пыльцу мари реагировали на Che a 1 (13).
Аллерген-специфические IgE к Che a 2 и Che a 3, как было показано, преобладают у 55% и 46%, соответственно, из 104 человек с аллергией на марь (15).

Белок 2S-альбумин был выделен из семян Chenopodium album и является гомологом белков с аналогичной молекулярной массой из семян некоторых других представителей Chenopodiaceae и Amaranthaceae. Однако 2S-альбумин Chenopodium антигенно не связан с низкомолекулярными альбуминами двудольных, принадлежащих к другим семействам (19). Присутствие белка 2S- альбумина в пыльце этого растения установлено не было.

Потенциальная перекрёстная реактивность

Можно ожидать обширной перекрёстной реактивности среди различных видов рода, а также в определенной степени между членами семейства Chenopodiaceae (20).

Atriplex latifolia, Beta vulgaris, Salsola kali и Amaranthus retroflexus сравнивали с экстрактом Chenopodium album как методами in vivo, так и in vitro. Полученные результаты свидетельствуют о наличии общих аллергенных детерминант (21). 

Показано, что в сыворотках пациентов, сенсибилизированных к пыльце белого кипариса, итальянского кипариса, райграса или берёзы обнаруживаются IgE-антитела, которые реагируют с пыльцой этих четырех видов, а также с пыльцой рябины, мари белой, пырея ползучего, постенницы иудейской, оливы, подорожника и амброзии (22).

Гомологи как Che a 1, так и Che a 2 были обнаружены в экстракте пыльцы сахарной свеклы (10).

Ole e 1-подобное семейство белков, характеризующееся различной степенью перекрёстной реактивности между членами, включает аллергены Fra e 1, Lig v 1, Syr v 1 семейства маслиновых, Pla l 1 подорожника ланцетолистного, Che a 1 мари белой, Lol p 11 плевела многолетнего, Phl p 11 тимофеевки луговой, а также неаллергенные белки, такие, как BB18 березы бородавчатой. (23). Аминокислотная последовательность Che a 1 демонстрирует от 27 до 45% идентичности с известными членами семейства Ole e 1-подобных белков (13).

Трехмерная структура рекомбинантной молекулы Che a 3 по существу идентична структуре аллергена из пыльцы берёзы Bet v 4 и аллергена пыльцы тимофеевки Phl p 7. Была продемонстрирована обширная перекрёстная реактивность между Che a 3 и Phl p 7 (17). Другие исследования показали, что Syr v 3 сирени, Ole e 3 оливы, Che a 3 и Phl p 7 показали сходную IgG- и IgE-связывающую способность, хотя наблюдались различия в количественном уровне в зависимости от популяции пациентов (24).

Была продемонстрирована перекрёстная реактивность между пыльцой робинии ложноакациевой (Robinia pseudoacacia) и мари (11).

Клинический опыт

IgE- опосредованные реакции

Пыльца мари может вызывать астму, аллергический ринит и аллергический конъюнктивит (5,25- 26).

Установлено, что растения рода Chenopodium наиболее часто ассоциированы с проявлениями атопии в пустынных регионах Кувейта, где 64,3% из 706 пациентов с аллергическим ринитом в возрасте от 6 до 64 лет были сенсибилизированы к этой пыльце. Второе аналогичное исследование, проведённое в этой местности, показало, что пыльца Chenopodium была наиболее распространенным сенсибилизатором среди пыльцы растений среди астматиков – к ней были сенсибилизированы 70,7% из 553 пациентов. Растения рода Chenopodium были привезены в этот регион и культивированы с целью «озеленения» пустыни (25). Дополнительные доказательства высокой распространенности атопической сенсибилизации к этому аллергену были обнаружены при исследовании сывороток 505 молодых взрослых доноров крови на специфический IgE к мари, в ходе которого было показано, что распространенность сенсибилизации к этому аллергену в популяции составляет 22,5% (2).

Пыльца Chenopodiaceae обнаруживается в атмосфере Кордовы, Испания, практически в течение всего года, хотя её присутствие постоянно только в период с апреля по октябрь, при этом максимальные концентрации выявлены в летние месяцы. Из 1000 пациентов более 8% были сенсибилизированы к этой пыльце (27). О подобной распространенности сообщалось и во втором исследовании, проведённом в Кордове, где 8,42% пациентов, сенсибилизированных пыльцой, были чувствительны к пыльце мари (28). В Регионе Лагун, Испания, 69% из 101 пациента с астмой демонстрировали положительный результат с Chenopodium при проведении кожных прик-тестов. Это был второй по распространенности пыльцевой аллерген, к которому эти пациенты были сенсибилизированы (29). Пыльца этого растения была также обнаружена в Саламанке, Испания (30).

В исследовании, проведённом в Саудовской Аравии, аллергены пыльцы мари были обнаружены во время песчаной бури. Авторы приходят к выводу, что песчаные бури могут способствовать возникновению симптомов аллергии у сенсибилизированных людей (31). Второе исследование, проведенное в этой стране, подтвердило, что пыльца мари является основным сенсибилизирующим аллергеном. Среди 806 пациентов марь белая оказалась наиболее распространенным аллергеном (53%). Среди 241 экспатрианта (в основном из Северной Америки), проживающего в этом районе, это был 10-й по распространенности сенсибилизирующий аллерген — у 24% пациентов была выявлена сенсибилизация к пыльце мари (3). 

Другие европейские исследования также сообщают о значимости пыльцы мари (32), включая исследования, проведённые в Афинах, Греция (33) и в Польше, где изучение записей о 8576 пациентах с аллергическими заболеваниями верхних дыхательных путей подтвердило гиперчувствительность к аллергенам пыльцы сорных трав у 12,5% из них. Наиболее распространены были сенсибилизации к полыни горькой (86,2%), полыни обыкновенной (82,9%) и мари белой (44,3%). Сопутствующая гиперчувствительность к пыльце злаковых трав, деревьев и/или кустарников была выявлена у 85,5% пациентов (34).

Составлено доктором Харрисом Стейнманом

Обзор литературы

  1. Rodriguez R, Villalba M, Batanero E, Palomares O, Salamanca G. Emerging pollen allergens. Biomed Pharmacother 2007;61(1):1-7
  2. Ezeamuzie CI, al-Mousawi M, Dashti H, al-Bashir A, al-Hage M, al-Ali S. Prevalence of allergic sensitization to inhalant allergens among blood donors in Kuwait—a desert country. Allergy 1997;52(12):1194-200
  3. Suliaman FA, Holmes WF, Kwick S, Khouri F, Ratard R Pattern of immediate type hypersensitivity reactions in the Eastern Province, Saudi Arabia. Ann Allergy Asthma Immunol 1997;78(4):415-8
  4. Lestringant GG, Bener A, Frossard PM, Abdulkhalik S, Bouix G. A clinical study of airborne allergens in the United Arab Emirates. Allerg Immunol (Paris) 1999;31(8):263-7
  5. Dowaisan A, Al-Ali S, Khan M, Hijazi Z, Thomson MS, Ezeamuzie CI. Sensitization to aeroallergens among patients with allergic rhinitis in a desert environment. Ann Allergy Asthma Immunol 2000;84(4):433-8
  6. Lombardero M, Duffort O, Carreira J. Allergenic significance of chenopod pollen. In: D’Amato G, Spieksma FTh M, Bonini S, editors. Allergenic pollen and pollinosis in Europe. Oxford: Blackwell Scientific Publications; 1991:128-31
  7. Wurtzen PA, Nelson HS, Lowenstein H, Ipsen H. Characterization of Chenopodiales (Amaranthus retroflexus, Chenopodium album, Kochia scoparia, Salsola pestifer) pollen allergens. Allergy 1995;50(6):489-97
  8. Ostroumov AI, Khanferian RA, Edigarova TL. Allergenic activity of some kinds of plant pollen. [Russian] Biull Eksp Biol Med 1979;88(9):332-3
  9. International Union of Immunological Societies Allergen Nomenclature: IUIS official list http://www.allergen.org/List.htm 2008
  10. Luoto S, Lambert W, Blomqvist A, Emanuelsson C. The identification of allergen proteins in sugar beet (Beta vulgaris) pollen causing occupational allergy in greenhouses. Clin Mol Allergy 2008;6:7
  11. Compes E, Hernandez E, Quirce S, Palomares O, Rodriguez R, Cuesta J, Sastre J, Villalba M. Hypersensitivity to black locust (Robinia pseudoacacia) pollen: ”allergy mirages”. Ann Allergy Asthma Immunol 2006; 96(4):586-92
  12. Barderas R, Villalba M, Rodriguez R. Che a 1: recombinant expression, purification and correspondence to the natural form. Int Arch Allergy Immunol 2004;135(4):284-92
  13. Barderas R, Villalba M, Lombardero M, Rodriguez R. Identification and Characterization of Che a 1 Allergen from Chenopodium album Pollen. Int Arch Allergy Immunol 2002;127(1):47-54
  14. Barderas R, Villalba M, Rodriguez R. Recombinant expression, purification and cross-reactivity of chenopod profilin: rChe a 2 as a good marker for profilin sensitization. Biol Chem 2004;385(8):731-7
  15. Barderas R, Villalba M, Pascual CY, Batanero E, Rodrguez R. Profilin (Che a 2) and polcalcin (Che a 3) are relevant allergens of Chenopodium album pollen: Isolation, amino acid sequences, and immunologic properties. J Allergy Clin Immunol 2004;113(6):1192-8
  16. Barderas R, Villaba M, Batanero E, Pascual CY, Rodriguez R. Role of profilin and polcalcin in chenopod pollen allergy. J Allergy Clin Immunol 2003;111(5):1132-3
  17.  Verdino P, Barderas R, Villalba M, Westritschnig K, Valenta R, Rodriguez R, Keller W. Three- dimensional structure of the cross-reactive pollen allergen Che a 3: visualizing cross-reactivity on the molecular surfaces of weed, grass, and tree pollen allergens. J Immunol 2008;180(4):2313-21
  18. Wopfner N, Dissertori O, Ferreira F, Lackner P. Calcium-binding proteins and their role in allergic diseases. Immunol Allergy Clin North Am 2007;27(1):29-44
  19. Dey N, Mandal RK. Characterisation of 2S albumin with nutritionally balanced aminoacid composition from the seeds of Chenopodium album and its antigenic homology with seed proteins of some Chenopodiaceae and Amaranthaceae species. Biochem Mol Biol Int 1993;30(1):149-57
  20. Yman L. Botanical relations and immuno-logical cross-reactions in pollen allergy. 2nd ed. Pharmacia Diagnostics AB. Uppsala. Sweden. 1982: ISBN 91-970475-09
  21.  Lombardero M, Duffort O, Selles JG, Hernandez J, Carreira J. Cross-reactivity among Chenopodiaceae and Amaranthaceae. Ann Allergy 1985;54(5):430-6
  22.  Pham NH, Baldo BA. Allergenic relationship between taxonomically diverse pollens. Clin Exp Allergy 1995;25(7):599-606
  23. Rodríguez R, Villalba M, Batanero E, Palomares O, Quiralte J, Salamanca G, Sirvent S, Castro L, Prado N. Olive pollen recombinant allergens: value in diagnosis and immunotherapy. J Investig Allergol Clin Immunol 2007;17 Suppl 1:4-10
  24. Ledesma A, Barderas R, Westritschnig K, Quiralte J, Pascual CY, Valenta R, Villalba M, Rodriguez R. A comparative analysis of the cross-reactivity in the polcalcin family including Syr v 3, a new member from lilac pollen. Allergy 2006;61(4):477-84
  25. Ezeamuzie CI, Thomson MS, Al-Ali S, Dowaisan A, Khan M, Hijazi Z. Asthma in the desert: spectrum of the sensitizing aeroallergens. Allergy 2000;55(2):157-62
  26. 26. Caballero T, Romualdo L, Crespo JF, Pascual C, Munoz-Pereira M, Martin-Esteban M. Cupressaceae pollinosis in the Madrid area. Clin Exp Allergy 1996;26(2):197-201
  27. 27. Galan C, Infante F, Ruiz de Clavijo E, Guerra F, Miguel R, Dominguez E. Allergy to pollen grains from Amaranthaceae and Chenopodiaceae in Cordoba, Spain. Annual and daily variation of pollen concentration. Ann Allergy 1989;63(5):435-8
  28. 28. Guerra F, Galan C, Miguel R, Infante F, Arenas A, Sanchez Guijo P. Occurrence and clinical profile of the sensitization to Chenopodium in the province of Cordoba (Spain). Allergol Immunopathol (Madr) 1990;18(3):161-6
  29. 29. Martinez Ordaz VA, Rincon Castaneda CB, Lopez Campos C, Velasco Rodriguez VM. Cutaneous hypersensitivity in patients with bronchial asthma in La Comarca Lagunera. [Spanish] Rev Alerg Mex 1997;44(6):142-5
  30. 30. Hernandez Prieto M, Lorente Toledano F, Romo Cortina A, Davila Gonzalez I, Laffond Yges E, Calvo Bullon A. Pollen calendar of the city of Salamanca (Spain). Aeropalynological analysis for 1981-1982 and 1991-1992. Allergol Immunopathol (Madr) 1998;26(5):209-22
  31. 31. Kwaasi AA, Parhar RS, al-Mohanna FA, Harfi HA, Collison KS, al-Sedairy ST. Aeroallergens and viable microbes in sandstorm dust. Potential triggers of allergic and nonallergic respiratory ailments. Allergy 1998;53(3):255-65
  32. 32. Spieksma FT, Charpin H, Nolard N, Stix E. City spore concentrations in the European Economic Community (EEC). IV. Summer weed pollen (Rumex, Plantago, Chenopodiaceae, Artemisia), 1976 and 1977. Clin Allergy 1980;10(3):319-29
  33. 33. Apostolou EK, Yannitsaros AG. Atmospheric pollen in the area of Athens. Acta Allergol 1977;32(2):109-17 34. Gniazdowska B, Doroszewska G, Doroszewski W. Hypersensitivity to weed pollen allergens in the region of Bygdoszcz. [Polish] Pneumonol Alergol Pol 1993;61(7-8):367-72

Добавить комментарий